Чарджбэк что это такое?

Давайте выясним, что такое возврат, как он инициируется, при каких обстоятельствах он работает и сколько дней занимает процесс.

Что такое чарджбэк

Это процедура оспаривания клиентом транзакции при оплате товара или услуги с помощью банковской карты. В российском законодательстве нет упоминания о возврате платежей, поэтому его правила определяются правилами платежной системы. Обычно это делается бесплатно, но если банк просит комиссию, стоит проверить договор, так как этот нюанс обязательно должен быть отражен.

Это касается и платежных систем, так что если клиент оплатил подписку или приобрел товар в иностранном магазине с помощью Visa или Mastercard, эта процедура больше не будет действительна. Если банк-эквайер торговца совпадает с банком-эквайером клиента, платежная система не обязана производить списание. Если товар был приобретен в российском магазине, процедуру также можно начать, хотя и с картой, которая вышла из российской платежной системы. Возврат средств может быть применен к покупкам, совершенным как за рубежом, так и в России, если возврат осуществляется с карты платежной системы “Мир”.

Возвращает ли банк собственные средства или существует какая-то страховка?

9.1
Льготный период

120 дней

Кредитный лимит

до 1 000 000 руб.

Обслуживание

149 рублей

Кэшбэк

0%

Оформить

Нет, если процедура будет одобрена, деньги будут списаны с продавца или сервиса, и, кроме того, они могут быть оштрафованы платежной системой. В крайнем случае, предприятие может потерять свой бизнес по приобретению товаров. Банк и клиент компании будут платить платежной системе, если выяснится, что они допустили ошибку, поэтому очень важно, чтобы вся документация была подготовлена правильно.

В каких случаях банк может вернуть деньги

Вот несколько сценариев, в которых может произойти возврат платежа

  • Клиент оплатил товар в интернет-магазине, но заказ так и не поступил.
  • Служба онлайн-бронирования снимает деньги за номер, несмотря на условия, в которых указано, что бронирование не оплачено. Или клиент отменяет бронирование, и с него взимается плата за номер.
  • Деньги за товар или услугу были списаны дважды.
  • Клиент оплатил курс, но он не состоялся, потому что не набралось достаточного количества желающих. Провайдер отказывается возвращать деньги и предлагает посетить другой курс.
  • Клиент возвращает неисправный товар, но деньги, потраченные на его покупку, не возвращаются.
  • Продавец намеренно или ошибочно выставил счет на сумму, превышающую указанную в ценнике или предложении. Однако в случае операций с иностранной валютой нет возможности получить возмещение – сумма будет варьироваться из-за комиссии за конвертацию.
  • Поставщик уже предоставил часть услуг. Например, клиент заплатил за годовой абонемент в спортзал, но спортзал закрывается в середине года. Оставшиеся деньги за месяц будут возвращены.
  • Онлайн-сервис списал деньги по ошибке. Например, клиент оплатил подписку на определенный период и отказался от ее автоматического продления, но приложение все равно списывает деньги. Или клиент не смог вовремя завершить поездку из-за технической ошибки службы проката скутеров.

Важное замечание: клиент должен доказать банку, что конфликт не может быть разрешен самостоятельно. К заявлению необходимо приложить подтверждающие документы, скриншоты и т.д. Чем больше вес доказательства, тем выше шансы на возврат денег.

Когда банк точно откажет в процедуре

Если банк определит, что клиент ошибся, он может отказать в возврате средств. Это относится к следующим ситуациям.

  • Клиент добровольно передает деньги мошеннику. К сожалению, в этом случае необходимо вызвать полицию.
  • Клиент не удовлетворен качеством услуги или товара. По сути, продавец выполнил все условия предложения или договора, и все остальные процедуры должны быть проведены в соответствии с Законом о правах потребителей. Это означает, что если клиент заказывает одежду одного размера, а ему доставляют одежду другого размера, и компания отказывается возвращать деньги, то в этом случае можно получить возмещение.
  • Клиент заплатил наличными и хочет получить возмещение на карту.

Однако стоит помнить, что клиент все еще может оставить заявку, после чего он должен получить мотивированный отказ. Устный отказ сотрудника отделения банка не является основанием для сомнений в правомочности человека. Кроме того, решение о процедуре принимает не отделение банка, а соответствующий эксперт.

Всегда ли банки отказывают в возврате средств, если клиент стал жертвой мошенничества?

4.4
Льготный период

120 дней

Кредитный лимит

до 50 000 руб.

Обслуживание

Бесплатно

Кэшбэк

5%

Оформить

Сложный вопрос. В этом случае лучше не думать об этом и использовать все средства для защиты своих денег. В случае мошеннического перевода в другой банк лучше всего сразу написать в службу поддержки и попросить отменить транзакцию, так как в любом случае потребуется время для ее исполнения. Еще сложнее, если клиент добровольно снимает наличные со счета и кладет их на карту мошенника. Конечно, стоит написать заявление в полицию. Чтобы защитить свои деньги, лучше всего использовать только карты надежных банков с хорошо налаженной системой поддержки клиентов – дебетовые карты таких банков вы можете подобрать на Banki.ru.

Как попросить у банка чарджбэк

Шаг первый. Решаем конфликт без участия банка

Прежде чем обращаться в банк, стоит попытаться решить этот вопрос с продавцом. Во-первых, если вы сразу побежите в банк, он может отказать в процедуре, так как Центральный банк не собирается вмешиваться в торговые отношения между двумя сторонами. Во-вторых, это способ сбора доказательств того, что продавец или служба недобросовестно выполнили условия договора или предложения.

С продавцом можно связаться через чат поддержки или по электронной почте, а также отправить заказное письмо. Лучше всего подождать ответа несколько дней, а в случае с письмом – 20-30 дней. Если общение не увенчалось успехом или продавец игнорирует его, то пора готовить заявление в банк. Главное помнить, что нужно делать скриншоты всей переписки и не потерять уведомление о получении письма.

Шаг второй. Готовим заявление в банк

Заявление на возврат лучше всего писать в отделении банка; у сотрудника должен быть шаблон с пунктами, наиболее подходящими для процедуры возврата. Однако вы также можете написать заявление в свободной форме, отправив пакет документов по почте. Лучше всего описывать все как можно точнее и подробнее, но без лирических отступлений. Вот небольшой список того, что должно быть приложено к пакету документов.

  • Чеки и квитанции
  • Переписка с продавцом или проигнорированная информация
  • Условия, нарушенные продавцом или сервисом – это могут быть скриншоты или фотографии ценника
  • Все текстовые сообщения, отправленные банком в связи с делом
  • Код транзакции, связанный с делом
  • Другие доказательства злоупотребления поставщиком оплатой – например, фотографии автомобилей в конце поездки по совместному использованию автомобилей

У клиента есть примерно 120 дней с момента совершения сделки, чтобы оспорить е.

Шаг третий. Ждем решения

На принятие решения банку отводится 30 дней, но этот срок увеличивается до 60 дней, если покупка была совершена за пределами России. Когда банк клиента убедится в обоснованности своих претензий, он направит запрос в платежную систему, которая перешлет его эквайеру компании, который проверит все детали транзакции, а также предоставит другой стороне возможность представить доказательства. Если компания не отвечает, деньги возвращаются клиенту.

7.2
Льготный период

50 дней

Кредитный лимит

до 250 000 руб.

Обслуживание

Бесплатно

Кэшбэк

5%

Оформить

Если банку не удается договориться или убедить клиента, платежная система становится третьей стороной и принимает окончательное решение в соответствии со своими правилами. Если запрос оказывается справедливым, со счета компании списываются средства, а банк покупателя передает их заявителю.

Помогают ли чарджбэк-сервисы вернуть деньги

Эти службы берут с клиентов деньги за то, что они могут сделать сами – составить заявление и отправить его в свой банк. Если вы хотите передать общение с банком посреднику, вы можете защитить себя, отказавшись от авансового платежа.

Это также может быть мошенничеством. Насторожитесь, если сервис настаивает на предоплате своих услуг и собирает банковские данные: номер карты, срок действия карты и трехзначный CVV-код. Чтобы запросить дебет, достаточно сообщить номер транзакции, и банк узнает, какая карта или счет были использованы для совершения покупки. Таким образом, эта услуга не только не приносит пользы, но и ворует данные.

Эксперт сайта lenders.ru
50
27.09.2022