В случае длительной просрочки по малому кредиту, MDC использует свои права и инициирует процедуру взыскания. Эта экстраординарная процедура осуществляется в несколько этапов, последним из которых может быть судебное разбирательство организации. Коллекторские агентства играют ключевую роль в этом процессе, поскольку именно они отвечают за возврат более 70% от общей суммы просроченных долгов.
Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях” дает МФО это право, которым они успешно пользуются. Прежде чем заключить договор с микрофинансовой организацией, заемщики редко обращают внимание на пункт в нем, который дает организации право обратиться к третьей стороне для взыскания просроченной задолженности.
Передача личной информации осуществляется в соответствии со следующими принципами
Этот вопрос долгое время обсуждался в Верховном суде и Роспотребнадзоре, но до сих пор четкой позиции по этому вопросу не было. С одной стороны, соглашаясь с условиями договора, заемщики также соглашаются на передачу своих персональных данных третьим лицам, для чего в договоре есть соответствующий пункт.
Однако Роспотребнадзор подчеркивает, что подавляющее большинство клиентов микрофинансовых компаний не читают договор полностью. Более того, даже ознакомившись с текстом соглашения, не все граждане понимают смысл этого пункта. Юридически неграмотные люди могут по-разному трактовать понятие “третья сторона”, поэтому рекомендуется сделать оговорку более простой для понимания.
Однако вышестоящий суд не согласился с позицией Роспотребнадзора, отметив, что понятие “третьи лица” может быть достаточно объемным, поэтому указывать его в договоре было по меньшей мере неразумно.
Таким образом, данный аспект остается неизменным, однако потенциальным заемщикам следует знать, что “третья сторона” – это агентство по сбору и взысканию долгов, привлеченное МФО на основании агентского договора.
Информация о правонарушениях и преступлениях, совершенных коллекторами, теперь является достоянием общественности. Многие граждане ошибочно обвиняют МФО, которые не имеют никакого отношения к этим преступлениям.
Общие принципы взаимодействия.
Однако каждый заемщик должен помнить, что коллекторы долгов не имеют никаких административных полномочий, поэтому вы не обязаны взаимодействовать с ними, если хотите. Если коллектор обнаружит какие-либо нарушения, о них необходимо сообщить в суд.
Не существует обязательных сроков, которые МФО должны соблюдать. Некоторые учреждения связываются с компаниями-должниками через 10-15 дней после невыполнения обязательств, в то время как другие могут воспользоваться своими правами через месяц и более.
Если МФО имеет собственную службу взыскания (что бывает редко), то МФО нет смысла обращаться к коллектору – в этом случае досудебным взысканием будет заниматься собственный персонал МФО.
Если долг не был передан коллектору, а был подписан только агентский договор, профессиональный сборщик долгов действует только в интересах МФО, которая первоначально информирует об этом заемщика. Поэтому во время взаимодействия с должником не допускаются следующие действия.
Наконец, если с заемщиком связывается коллекторское агентство, первым шагом будет обращение в микрофинансовую компанию для проверки информации. Дело в том, что случаи несанкционированной передачи личной информации имеют место. Таким образом, с заемщиком связалось не профессиональное агентство по взысканию долгов, зарегистрированное в Центральном банке России, а откровенный мошенник.
Если должник получает звонок от собственной коллекторской службы МФО или коллекторского агентства, зарегистрированного в Совете по финансовой стабильности, чаще всего он пытается решить проблему полюбовно. МФО невыгодно портить свою репутацию. Поэтому, когда они угрожают конфисковать вашу квартиру, посадить вас в тюрьму и т.д. – Это исключение из правил, и вполне вероятно, что вы встретили нелегального игрока. В этом случае должник должен знать свои права и права коллектора, который хочет взыскать долг.
Все действия по взысканию просроченной задолженности регулируются 230-ФЗ “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов и о микрофинансовой деятельности.”, вступившим в силу 1 января 2017 года. Поправка к Федеральному закону” для его регулирования.
Если сборщик долгов звонит с прямой угрозой, должник может обратиться в полицию или ФСБ, в зависимости от характера правонарушения. Так, например, право на обращение в ФСБ распространяется на звонки и сообщения с 10 вечера до 8 утра по будням или с 8 вечера до 9 утра по выходным. Существуют и другие основания для подачи заявления о вступлении в ФСБ.
Обычно после подачи жалобы и ее рассмотрения в ФСБ проблема решается, и дальнейших действий не требуется. Однако если сборщик долгов перешел черту и должник испытывает психический или физический стресс, о случившемся можно сообщить в полицию.
Автор
Максим Поздняк Код подтверждения
отправлен вам на номер